Енисей Стан

Енисей Стан

Выполняемый проект Архитектурно-художественного оформления элементов благоустройства участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Красноярского края представляет собой комплексную работу для объектов дорожного сервиса, которые необходимо вести к единому стандарту для заказчика: Краевое государственное казённое учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярском краю».

Нами в 2021 году разработан Стандарт организации объектов дорожного сервиса Красноярского края, который содержит обязательные требования к внешнему виду, благоустройству прилегающей территории, их последующему содержанию и эксплуатации.

1. АНАЛИЗ

Перед началом работы команда ЗАО «Базилик» посетила 989 дорог Красноярского края, общей протяженностью 14246,75 км, чтобы собрать исходные данные по всем объектам дорожного сервиса, и выполнила анализ по выявлению всех проблем и недостатков для каждого объекта.

Количество изученных дорог

Общая протяженность дорог

Количество изученных районов Края

989

14246,75

42

 Анализ показал, что внешний облик объектов дорожного сервиса выглядит устаревшим, не презентабельно, а где-то был и является не пригодным для пребывания.

Внедрение положений Стандарта не только значительно улучшит визуальное качество среды автомобильных дорог Красноярского края и обеспечит комфорт участников автомобильного движения, но также может послужить катализатором для социально-экономического роста муниципальных образований Красноярского края

2. СТАНДАРТ

Стандарт предоставляет наглядные методические рекомендации для подготовки к реконструкции, капитального ремонта, или благоустройства проектов, учитывая региональную специфику, природно-климатические условия, уровень социально-экономического развития, а также при подготовке технических условий на согласование размещения ОДС.

Благодаря стандарту изменится внешний вид объектов с помощью новых материалов, добавлением транспортной и пешеходной инфраструктуры с доступностью для МГН, каждый объект дорожного сервиса дополнится комплексом озеленения, местами для курения, общественными туалетами, пунктами торговли и площадками для мусоросборников, малыми архитектурными формами, детскими, спортивными площадками и зонами отдыха. В качестве ориентирования на территории будет установлены туристическая навигация и реклама. 

Для нас было важным создать территорию, которая будет гармонично существовать с окружающей средой, будет современной, комфортной для использования. 

Под удобной организацией территории ОДС подразумевается продуманный комплексный подход с разделением на пешеходную и транспортную инфраструктуры с доступностью для инвалидов и МНГ. Устройство парковок. Расположение всего необходимого в шаговой доступности. Современность заключается в сервисе и обслуживании, в гармоничном образе ОДС, с добавлением зарядных электростанцией.

Основные типы и виды ОДС

Одним из важных разделов в стандарте было создать правильное и удобное функциональное решение для всех типов объектов дорожного сервиса. При планировании ОДС и особенностей функциональных зон необходимо было учесть потребности пользователей основных категорий автомобильных дорог, таких как: водителей большегрузного транспорта, водителей и пассажиров легкового транспорта, сотрудников служб организации дорожного движения, транспортного надзора и эксплуатации автомобильных дорог. 

Покажем функциональное решение территории на примере пунктов проживания: 

Мотель

Кемпинг

Автозаправочная станция

Станция технического обслуживания

Шиномонтаж

Пункт питания

Киоски и павильоны

Многофункциональный комплекс сервиса

Пешеходная инфраструктура

Для пешеходной инфраструктуры в Стандарте принимается комплекс элементов конструкций и покрытий, обеспечивающий удобство и безопасность движения пешеходов и комфортно пребывания на территории ОДС. 

Принципы организации пешеходной инфраструктуры зависят от типа ОДС и перечня предоставляемых услуг.

Включает в себя Пешеходная зона тротуара, места для кратковременного отдыха, место для спортивного отдыха.

Автомобильная инфраструктура

К автомобильной инфраструктуре относятся полосы движения автотранспорта, парковки, в том числе пешеходно-скоростные полосы. 

Проезжая часть основной дороги, стоянки и подъезды к ОДС должны быть оборудованы горизонтальной разметкой и дорожными знаками в соответствии ГОСТ Р 52283-2019 (должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы, для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта)

Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта на съездах и выездах в местах размещения ОДС должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы (далее- ПСП), выполнены в соответствии с требованиями    п. 6 СП 34.13330.2021 Актуализированная редакция «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги». 

Для ОДС должна быть разработана схема организации движения и установки дорожных знаков, сигнальные столбики, нанесения горизонтальной дорожной разметки и установки барьерного ограждения,  а также должны использоваться элементы благоустройства (твердые типы покрытий, живые изгороди, деревья).

Озеленение

Красноярский край расположен на территории Средней Сибири, которая характеризуется континентальным климатом, расчлененным рельефом и продолжительностью с севера на юг. Разнообразие климатических условий приводит к тому что для проведения работ по озеленению, стоит принимать все особенности  территории. Озеленение создает не только уют и красоту, но и также защищает объекты от шума и грязи. 

Что предлагаем? 

Защитное озеленение.  Предназначено от защити от снега, песка, шума, газов, пыли. К ним относятся Полисадники — это небольшой цветник перед фасадной частью здания. 

Декоративное озеленение. Больше предназначено для эстетического вида. В такое озеленение входят газоны: Партерный газон — газон высокого качества, в однородном окрасе, плотным и низким травостоем, устойчив к вытаптыванию, вымыканию.

Освещение

Освещение занимает важное место в инфраструктуре т. к. оно задает настрой, внешний облик и придает уют, а также самое главное — обеспечивает необходимый уровень безопасности на автодорогах и пешеходных зонах в темное время суток.

В целях настоящего Стандарта функциональное наружное освещение понимается как освещение проезжей части дорог, автостоянок, пешеходных путей, функциональных зон ОДС и территории, прилегающих к элементам ОДС, с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов.

Системы регулирования стоков

Ливневые системы практичны и удобны, они используются для отведения и обеспечения водой (в таких системах есть отсеки для сбора и хранения или задержки паводковых вод). В дальнейшем собранная вода используется для водоснабжения и орошения в маловодный период. 

Цвет и материал

Для фасадных решений мы подобрали палитру, которая выражена в спокойных и природных тонах (цвет дерева, камня, штукатурки), так же учитывалось, чтобы каждая комбинация цветовой палитры могла сочетаться между собой. Предусмотрено цветовое решение для использования на территории ОДС.

Таблица цветового решения

Туристическая навигация

Для туристической навигации предлагается использовать специально разработанный логотип, который поможет создать узнаваемый стиль, объединяющий все ОДС, расположенные на автомобильных дорогах красноярского края. 

Требования к рекламно-информационному оформлению ОДС

Каждый объект обслуживания должен иметь вывеску, которая размещается у главного входа. Помимо оформлений информации на фасаде и кровле, может располагаться на окнах, витражах, с помощью самоклеящейся пленки или подвесных планшетов.

Также может использоваться проектная установка, предназначена для произведения изображения на поверхности земли, плоскостей фасадов и в объеме, а флаговая композиция, как правило, размещается таким образом, чтобы их издалека видели проезжающие участники автомобильного движения. 

Пример рекомендуемого навигационно-информационного оформления ОДС

Требования к архитектурно-художественному облику ОДС

Все объекты на территории должны быть гармонично связаны между собой. Разнообразные элементы оборудования  в едином стиле помогают объединить в единую систему все здания и сооружения на каждом участке. С их помощью удается сделать территорию неповторимой и комфортной для ее использования.

Каждый элемент дорожного сервиса должен изготавливаться из антивандальных материалов с использованием конструкций и объемно- пространственных решений не снижающих визуальную привлекательность объекта.

Пилотные проекты

На основании разработанного Стандарта объектов дорожного сервиса команда ЗАО «Базилик» разработала 9 пилотных проектов на существующей территории, которые в ближайшее время начнут воплощаться в жизнь. 

Предстояла задача грамотно выполнить зонирование территории и продумать необходимую логистику размещения объектов и перемещения людей, персонала, техники и машин на каждом участке. В процессе проектирования мы разработали 2 варианта концептуальных решения для каждого эскизного проекта в разных ценовых категориях и с разными материалами. 

Функциональное зонирование двух вариантов, разработано с учетом анализа дороги, ее загруженности. Основной частью проекта является сделать комфортное пребывание на автодорожной стоянке в любое время года. 

Пример генплана Кафе/АЗС «Тайга» 136км+700м

вверх